Коури | ||
"Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", — этот ответ Мефистофеля на вопрос Фауста: "...так кто ж ты, наконец?" — М.А. Булгаков сделал эпиграфом к роману, как будто сразу высказывая своё отношение к Воланду. Но понять эти слова можно только в контексте трагедии Гёте. Почему Мефистофель так себя рекомендует? Действительно ли чёрт (а точнее, злая сила, частью которой он является) совершает благо для людей? Тогда в разряд "сатанистов" можно записать и Гёте.)) А может, Мефистофелю надо просто привлечь Фауста, очаровать его, чтобы обмануть? Конечно же, Мефистофель лжёт; уточним: думает, что лжёт. На протяжении всей трагедии этот умный, язвительный, обаятельный чёрт только и ждёт подходящего случая, чтобы погубить Фауста, заставить его произнести условленную фразу: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" — и завладеть его душой. Здесь возможно обсудить произведения Гетте "Фауст " и Булгакова "Мастер и Маргаритта".. ИМХО. Есть множество произведений , которые здесь можно обсудить.. Это сообщение отредактировал Коури - 05-10-2008 - 18:45 |
||
Товарищ Барон | ||
Интересная тема. Размышлял о Воланде, как он описан у Булгакова. Этот образ на мой взгляд, воплощение чаяний автора о наказании его реальным врагам за те обиды которые он притерпел в жизни: за мытарства с квартирой, за гонения от критиков да и за многое другое. Почитайте литературу по исследованиям жизни Булгакова-там много таких реалий найдено. И Булгаков, понимая что в жизни он увы проиграл быту и создал образ справедливого зла, которое справедливо аж до чертиков, а уж шарм то в нем какой. |
||
karakorum | ||
Можно попробовать проанализировать его "Мастера и Маргариту", можно почитать грамотные рецензии. Уверен, что будет интересно. Одно могу сказать точно - подтекста там очень и очень много. Только вдумываться надо. Булгаков он вообще любитель подтекста. Вспомните "Собачье сердце" или "Роковые яйца".... Особенно внимательно нужно читать начальную сцену на Патриарших Прудах.... Это сообщение отредактировал karakorum - 07-10-2008 - 20:11 |
||
Веталь | ||
Вот Булгаков как раз и писал апокрифические мотивы. Все знаю что такое апокрифы? Это те книги с библейскими сюжетами из жизни Христа, которые не вошли в Библию, по причине, что были "надиктованы самим Сатаной" ![]() Не укладывались они в общий формат ![]() ![]() З.Ы. Мн очень нравится Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки", национальный колорит плюс мистика в сочетании с потрясающим чувством юмора ![]() ![]() |
||
erga | ||
Мне очень нравится Булгаков! И в вечерней школе по "МиМ" я писал сочинение, озаглавленное следующим образом: Переосмысление евангельских мотивов в произведении М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Персонификация потустороннего. Естественно пришлось проштудировать массу рецензий, комментариев, бонусов, чтобы не выглядеть неосведомлённым, несведущим, профаническим) |
||
erga | ||
Yeah! Всем фиолетовы, походу, мои потуги литературные:( И тем не менее рискну похвастаться выложив заключительную часть выдержек из собственного, удачного на мой взгляд, школьного сочинения. Итак, Персонификация в романе Булгакова ...Потустороннее у Булгакова тесно сплетено, трансплатировано в реалии московского быта, где два атеиста на квадратный метр жилой площади составляли оппозицию не только Богу, но и дьяволу; а появление мессии, равно как и материализация чёрта, было б воспринято с общим, организованным недоумением... Поэтому Воланд далёк от антропоморфного образа евангельского сатаны; чуть родственен воображению еретика и республиканца Мильтона; его философия зла и пролегомена теней близка Мефистофелю; жажда познаний, сравнений и опыта под стать Фаусту... Воланд- более чем респектабельный господин: он "невменяемый" иностранец, которому простительны некоторые аристократические замашки... И в то же время Воланд- это блистательная, полутаинственная личность и этим он схож с ещё одним персонажем- с князем Лючио Риманцем из романа Брема Стокера( 1847-1912 ) "Скорбь Сатаны": всё та же величественная фигура, всё тот же богоподобный вид, всё та же страшная поза, полная вызова и протеста, всё тот же мертвенный глаз, в котором, можно поклясться, мгновенье назад блестела слеза... Свита Воланда- это беспрецендентная шайка отъявленных "негодяев", чьи имена, прозвища, манера поведения и облик исподволь напоминают об историко-культурных, историко-религиозных традициях различных этносов персонифицированных в романе Булгакова. Откровенная теология, пожалуй, была бы скучна и нелепа, но там, где появляется эта приблизительная компания нас удивляет бесцеремонность, живость и странная роль ревнителей справедливости этих внушавших когда-то трепет стигматозавров средневековой схоластики. Некто Коровьев, он же Фагот, он же самозванный кривляка регент выступает в роли секретаря некоего артиста Воланда, или же адьютанта при сатане. Этот персонаж, наружно гадкий, длинный, скользкий, в плечах узкий, словом- змеевидный, есть аналог искусителю прачеловека, "срыватель масок" и обличитель людских пороков. Бегемот- это имя присутствует в библии[ Иов.40:10-19 ] как "непостижимо божественное творение", величественное, монолитное с миром. Демонологи, восприняв эту характеристику как нечто богомерзкое, языческое "открестили" за данным именем приспешника сатаны, демона неутомимых желаний желудка. По Булгакову же это огромных размеров антропоморфный кот, склонный к зауми шут, балагур, сопящий мародёр, бесцеремонный кавалер и мягкий агрессор:) Служанка Воланда Гелла фигурирует в европейском фольклоре как ведьма, казнённая когда-то за неумеренное распутство или чрезмерную красоту, или как вампир, живой труп, сосущий кровь живых, чтобы сохранить жизнеспособность и привлекательность. Азазелло- итальянизированная форма имени Азазель, демона "безводной пустыни", первоначально- "козёл отпущения"[ Левит.16:21-22 ]. Этот катастрофический отпрыск ветхозаветной истории предстаёт у Булгакова как хмурый рецидивист, коренастый рыжий еврей с обезображенной физиономией... персонаж, исполняющий свою роль убийцы с каким-то маниакальным наслаждением.... Ну и в заключение- Иешуа, который Га-Ноцри, -безвестный нищий из Эн-Сариба... куда ж без него в романе Михал Афанасьича?! Булгаковский герой до нелепицы человечен: он не творит чудес, не кормит с ладони народы, он не эссенция Святого Духа, а представитель земного мира, обычный человек принявший муку за свои убеждения, за свою веру... Это сообщение отредактировал erga - 01-11-2008 - 21:44 |
||
Jasson | ||
Браво erga, давно не читал о Булгакове столь содержательного текста. Но если честно, я вообще их не читаю. К чему вообще разжевывать шедевры? Впрочем, к вам это не относится. Это сообщение отредактировал Jasson - 01-11-2008 - 22:28 |
||
антарктека | ||
а что это означает? |
||
панда | ||
Устарела тема.Закрываю. |